null

Выступление

Министра экономики РД Юсуфова Р. А.

на семинаре 20 августа 2013 года

 

Уважаемые участники семинара!

 

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который заменит всем нам известный Федеральный закон от 21 июля 2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Закон о контрактной системе предусматривает принципиально иной подход к регламентации и функционированию системы государственных и муниципальных закупок и призван реализовывать такие принципы, как: открытость; конкуренция; профессионализм заказчика; единство; ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.

Кроме того, новый закон предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая прогнозирование и планирование, осуществление закупочных процедур, исполнение контрактов, аудит и контроль полученных результатов.

Он коснется как государственных и муниципальных заказчиков, так и поставщиков и повлияет на всю инфраструктуру, обслуживающую систему закупок.

О всех нововведениях более подробно расскажут приглашенные эксперты Института госзакупок. Я хочу остановиться на основных задачах министерств и ведомств республики, органов местного самоуправления в связи с принятием нового закона.

1. Закон о контрактной системе предполагает более существенный объем документооборота, по сравнению с тем, который осуществлялся в период применения Федерального закона № 94-ФЗ. В частности, предусмотрены трехлетние планы закупок, промежуточные и итоговые отчеты об исполнении контрактов. Существенно увеличен и расширен состав сведений, включаемых в годовые планы-графики.

Внедрение Закона о контрактной системе приведет к резкому увеличению числа торгов – конкурсов и аукционов,  в связи с ограничениями на проведение запросов котировок и закупок у единственного источника. Для заказчиков это обернется значительно большими затратами на организацию процесса закупок, включая трудозатраты и издержки на делопроизводство.

Если раньше заказчики обосновывали только начальную (максимальную) цену каждой закупки, то теперь необходимо будет обосновать ещё и объект закупки, способ закупки и требования к участникам закупки.

Для реализации указанных функций, по общему правилу, каждый заказчик должен создать контрактную службу. Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн. рублей, Закон дает право вместо создания контрактной службы назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта, - контрактного управляющего. К функциям и полномочиям контрактных управляющих и контрактных служб будет относиться обслуживание всего цикла закупок – от планирования до приемки товаров, работ, услуг по выполненным контрактам.

В связи с этим в первоочередном порядке необходимо будет принять решения об этих службах и их составе или решения о назначении контрактных управляющих и наделении их соответствующими полномочиями.

2. Для легитимности функционирования конкурсной, аукционной или единой комиссии каждого заказчика в ее составе должны быть специалисты, прошедшие профессиональную подготовку или повышение квалификации в сфере закупок. Для этого всем специалистам, занятым в сфере закупок, необходимо пройти соответствующее профессиональное обучение в течение текущего года или предусмотреть расходы на эти цели  на следующий год. В любом случае ответственность за некомпетентность ни с кого не снимается.

3. Основной тенденцией Закона о контрактной системе в отношении заказчиков является уклон в сторону централизации закупок.

Речь может идти как о ведомственной централизации (например, районные больницы не закупают лекарства сами, за них и для них это может сделать Минздрав РД), о территориальной централизации (муниципальные образования могут передать свои закупки на уровень Республики Дагестан), а также о предметной централизации (например, один орган исполнительной власти будет централизовано приобретать какую-то конкретную специализированную продукцию сразу для нескольких или даже для всех заказчиков).

С одной стороны, для заказчиков обозначена масса новых обязанностей, а с другой – установлено, что до 1 января 2016 года заказчик должен определиться  по способам централизации: если рядовым заказчикам будет слишком тяжело справляться с требованиями Закона о контрактной системе, то их закупки следует централизовать в едином закупающем органе.

С инициативой о создании в республике уполномоченного органа на осуществление централизованных закупок по одноименным товарам Министерство экономики РД уже выступило и внесло свои предложения в Правительство РД.

4. Согласно Закону о контрактной системе существенно изменится практика закупок бюджетных учреждений. Они получат право использовать два режима закупок. Закупки за счет средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий будут осуществляться по нормам Закона о контрактной системе, а закупки за счет самостоятельно заработанных средств – по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ.

Здесь также необходимо своевременно определиться.

5. Важное место в законе уделено субъектам малого предпринимательства и преференциям учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов. В республике поддержке этих категорий предприятий и учреждений уделяется особое внимание.

В соответствии с требованиями нового закона заказчики будут обязаны предоставлять 15-процентную ценовую преференцию учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов. Ранее такие преференции были правом, а не обязанностью заказчика и устанавливались крайне редко.

По поддержке субъектов малого предпринимательства теперь верхняя планка объема закупок, проводимых для них, не определена. Это означает, что заказчик по закону может каждую процедуру закупки объявлять с условием, что участвовать в ней могут только субъекты малого предпринимательства, а это фактически ставит вне игры унитарные предприятия, бюджетные учреждения и крупные организации, в том числе организации с долей государственного и муниципального капитала.

6. Получение экономии бюджетных средств и средств внебюджетных фондов в условиях дотационности республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований при осуществлении закупок является одной из основных задач, поставленных Президентом РД Р.Г. Абдулатиповым.

7. В рамках законодательства усилен контроль над закупками, который предусматривается на всех стадиях закупок.

Имеется в виду, что в сфере закупок, кроме общего контроля, будет проводиться  ведомственный контроль и контроль, осуществляемый самим заказчиком за исполнением поставщиком условий контракта; и контроль, осуществляемый финансовыми органами совместно с Казначейством в целях установления соответствия информации об объеме финансового обеспечения,  включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, а также  иной информации, подлежащей контролю, а также внутренний государственный финансовый контроль в отношении закупок для обеспечения государственных  и муниципальных нужд.

И наконец, общественный контроль за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в  сфере закупок.

Все это и полная открытость информации о закупках позволит пресекать злоупотребления и коррупционные проявления в сфере закупок.

Таким образом, предстоит проведение большого объема работы для обеспечения реализации Закона.

Новый закон вступает в силу через четыре месяца, а вопросов по данному закону остается очень и очень много, до сих пор не приняты  подзаконные акты (только в текущем году предусмотрено принятие 59 НПА на федеральном уровне, а всего 67). Ряд нормативных правовых актов должны быть приняты высшими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В связи с этим,  Правительством Республики Дагестан принято решение о проведении 2-х дневного практического семинара-совещания для руководителей и специалистов министерств, ведомств,  а также для органов местного самоуправления республики по теме: «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Для этого в республику приглашены высококвалифицированные специалисты-эксперты Института госзакупок Корнилов Павел Николаевич и Евсташенков Александр Николаевич (многие из вас с ними знакомы по предыдущим семинарам).

За эти два дня у вас будет возможность задать все вопросы, касающиеся системы закупок в условиях нового Федерального закона.

 

Хочу пожелать вам успехов, как в работе семинара, так и в проводимой вами работе в сфере закупок.

 

КАРТА

Официальный сайт Президента Республики Дагестан Официальный сайт Правительства Республики Дагестан Официальный сайт Народного Собрания Республики Дагестан Республиканский портал государственной службы и кадров. ОАО Дагагроснаб. Государственный лизинг на сельхозтехнику Внедрение в Республике Дагестан стандарта развития конкуренции в субъектах РФ Интеллектуальная собственность Республики Дагестан Форум активных граждан. Стандарт развития конкуренции в субъектах РФ Оценка эффективности муниципального управления Портал государственных услуг Республики Дагестан Концепция Председательства Российской Федерации в Группе Двадцати Для размещения информации о разработке органами исполнительной власти Республики Дагестан проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения Дагестан против террора Президент России Памятка по организации профилактическогй работы в сети Интернет. Единое навигационное меню каталога интернет-ресурсов Республики Дагестан Общественный надзор Инвестклимат Официальный интернет-портал правовой информации Хелпинвер Распоряжение Правительства Республики Дагестан Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг